Ребёнок и деньги. Что и как нужно объяснить маленькому ребёнку о деньгах

Доброго времени суток!

Я уже писала о том, что денежный поток каждого человека начинает формироваться до его рождения. О том, как это происходит, можно почитать здесь. А теперь, продолжение темы.

Если есть бабушки-дедушки, то они тоже подключаются к этому денежному потоку, подпитывая его своими вливаниями. Пока этот денежный поток идёт в одну сторону — все для маленького человека. И ребёнок, ещё не зная ,что такое деньги, пользуется ими опосредованно. Он не влияет на величину своего денежного потока и принимает, как данность все, что у него есть.

Ребёнок и деньги. Что и как нужно объяснить маленькому ребёнку о деньгах.

Потом он знакомится с самими деньгами.
Скорее всего, сначала с монетками, которые воспринимает абстрактно и не связывает с вещами и покупками.

Потом — приходит понимание, что деньги имеют товарную ценность! «Мама, купи!» Это первые попытки личного участие в формировании своего денежного потока.

Это самое подходящее время поговорить с ребёнком о деньгах. Объясните ребёнку, что для того, чтобы что-то купить, нужны деньги. А для того, чтобы были деньги, нужно их заработать.

И не важно в чём заключается работа — дома за компьютером, в офисе или на производстве. Главное, дать понять, что деньги сначала ЗАРАБАТЫВАЮТСЯ и только потом, появляются у мамы в кошельке или на карточке.

Все умиляются, когда ребёнок показывает кулачками, как папа или мама зарабатывают деньги. Но в наш стремительный информационные век, всё меняется очень быстро. И моя трёхлетняя внучка найдя какую-то визитку, отдала её матери со словами: «Мама, на тебе деньги!» Вот вам пример формирования ассоциативного понятие «карточка-деньги».

Расскажите ребёнку о том, что за всё нужно платить. Проезд в маршрутке стоит денег. Дайте малышу монеты в руку, пусть он сам отдаст водителю. Это повысит «значимость» ребёнка в его собственных глазах.(«Деньги грязные» — воскликнет кто-то. Ну так подготовьтесь заранее и помойте дома с мылом, уж коли вам так нужна стерильность.)

Не ездите на маршрутках и у вас собственный автомобиль? Расскажите, что для того чтобы машина ездила, нужен бензин. А его надо купить. Покажите, как заправляете машину и как рассчитываетесь за горючее карточкой или деньгами.

Это только примеры. Вы можете сами найти на чём именно показать крохе товарно-денежные отношения.

Начните играть с ребёнком «В банкира». Это вариант копилки, только более прогрессивный. Давайте малышу мелкие деньги, но не все, а определённого достоинства. Например, по 10 копеек. Пусть хранит их в прозрачной пластиковой банке с крышкой. Почему именно в банке? Чтобы видеть, как прибывают монеты.

Установите с ребенком цель, на что он собирает деньги. Или дату/событие, когда накопленные деньги можно будет потратить.

Объясните, что на одну монету ничего не купишь, а вот когда их будет много… И не забывайте давать малышу возможность пополнять копилку. Пересчитывайте деньги вместе с малышом. Не по номиналу, а по количеству монет. (Заодно и математические понятия сформируете.)

Опять вопрос гигиены? Так вспомните народную мудрость: «От грязного — не треснешь, от чистого — не воскреснешь!» Помойте потом руки и все дела!

Вот уже вы и подключили ребёнка к формированию ЕГО СОБСТВЕННОГО денежного потока.

О том, как усложнить игру и мотивировать ребёнка на увеличение денежного потока, я напишу в другой раз.

Спасибо, что поделились записью в социальных сетях!


 

Комментарии 56

  • У меня сын пяти лет. Так вот, когда в такси ездим, он всегда у меня берет деньги и сам расплачивается с водителем. Причем делает это с таким важным видом.

    • Денис, для ребёнка очень важно, чувствовать свою значимость. Расплачиваться за что-то — это действие взрослого человека. Когда ребёнок включается в товарно-денежные отношение, происходит взросление.

  • Сын у меня никогда не закатывал истерики и не просил что -либо падая на пол. Я ему однажды открыла пустой кошелек и объяснила, что деньги надо зарабатывать и за все в этой жизни надо платить, за воду, за телевизор и т.д. И у нас это прошло и далось ему легко. Но повидала я и противоположных деток. вот там ужас полный

    • Нина, у Вас правильный подход. Вы объяснили. Это очень важно — найти правильные слова. Говорить: «Нет денег!» — программировать себя и ребёнка на их отсутствие. Это останется на всю жизнь.

      • Да да! Все верно! Одна моя знакомая всегда сыну говорила «нет денег», так ему сейчас 11 лет и он постоянно в магазине «Мам, а у нас есть деньги купить вот это?» или » как я хочу вот это, но у нас как всегда нет денег» выглядит это не очень красиво, да и деньги в этой семье всегда есть.

        • Нина, о том и речь! Ребёнку одиннадцать лет, он всё видит и понимает. Его ЛИЧНЫЙ поток не сформирован и блокируется родителями. Дай Бог, чтобы в последствии, у этого ребёнка всё сложилось хорошо. Но первый негативный опыт уже получен.

  • Меня родители с детства привлекали к обсуждению семейного бюджета. Думаю, это не плохо. Я всегда знал, что мы можем позволить, а для чего лучше подкопить деньжат.

    • Иван, Ваши родители поступали мудро! Моя прабабушка не умела читать, а семейный бюджет планировала. Она раскладывала деньги по мешочкам разного цвета. Уже не помню, какой для чего предназначался, но для внуков — был яркий, в цветочек. И из него мы получали по праздникам на мороженное или на конфеты.

      • Уже не помню, как со старшей было, но проблема эта обошла стороной. Видимо, все правильно объясняла) А вот с младшим как раз время пришло, спасибо за напоминание

        • Ольга, будут и другие статьи на эту тему. Будет много нестандартных подходов. Если интересно, можете подписаться на новости. Рада, что смогла быть Вам полезной!

  • У меня старший сын тоже не закатывал истерики по поводу — купи то, сё. Теперь в копилочку копит деньги. Это его денежный поток. Но тут появляется вопрос: а нужно ли ему давать карманные деньги (он второй класс заканчивает). Он конечно просит то игрушку, то мороженое. но если игрушка реально не по карману, то просим подождать дня рождения, новый год, и если он не передумает — купим. Он вроде понимает, ждет, но к празднику забывает о ней и просит другое.

    • Ирина, я сделаю цикл статей на эту тему. Будут рекомендации по финансовой дисциплине детей. Можете подписаться на мой блог и получать информацию о новых заметках, а можете просто периодически заходить, смотреть что появилось новенького.

  • Знакомясь со статьёй пытался сопоставить с тем, что было у меня в детстве. Всё прошло как-то без проблем. Даже сейчас не припомню особых сцен (из-за отказа произвести покупку) своих малолетних племянников. Когда с деньгами напряг, то и дети растут без истерик.

    • Алексей! Значит, родители донесли до вас информацию о финансовом положении семьи правильно. И Вы восприняли её адекватно. Финансовая культура закладывается в семье и дети перенимают модель от родителей. Но не всё и не всегда проходит гладко. И об этом будет цикл статей, и о том, как изменить своё мышление в плане настройки денежного потока.

  • Я свою дочь с раннего детства приучала ходить в магазин за продуктами и и просила, чтобы не забывала брать сдачу и она училась рассчитывать выданные деньги на покупку. Сейчас она рачительная хозяйка в доме

    • Валентина, это прекрасно. Вы интуитивно воспитали у дочери бережное отношение к деньгам. Возможно — это идёт из Вашей родительской семьи. Да и таких соблазнов, которые есть сейчас, раньше не было. А реклама, которая навязывает и формирует потребительский спрос? Изменились реалии. Изменился мир.

  • Часто приходится наблюдать в магазине, как дети выпрашивают очередную игрушку или закатывают истерики, упав на пол. Все правильно вы говорите. Отношение к деньгам у ребенка надо воспитывать с раннего детства.

  • А вот у меня один транжира, не успеет накопить сразу же бежит покупать, что-нибудь вкусненькое, хотя копил на игрушку.
    Другой же наоборот, будет копить до последнего, пока не наберет нужную сумму.

    • Евгений, попробуйте транжире предложить копить деньги с последующим обменом по «курсу». Об этом подробно написано здесь: Следующий шаг. Ребёнок и деньги.

  • Очень хорошая тема. Читала и думала, смогла ли я привить своей дочери правильное понимание денег. Думаю, что не всегда, конечно, как нужно поступала. Но в целом, полагаю, мне это удалось 🙂

  • Сейчас, почти в каждой семье, детям мы покупаем все, что они захотят, хотим, если у меня этого не было, то пусть будет у моего ребенка. Так что нам многим полезна ваша статья, чтобы не вырастить эгоистов и чтобы донести до них, что деньги имеют цену.

    • Спасибо, Любовь! Вы правы! И я не избежала этого. Когда стало появляться «всего и столько», хотелось всё попробовать, всё купить для детей. Но разум победил. Осознанная необходимость должна быть во всём.

  • Жаль, что дети выросли, а как правильно надо было их воспитывать узнаёшь только сейчас. В наше время интернета не было!

    • Галина, так мы их и без памперсов вырастили! И дело не в интернете. Просто меняются времена, меняются технические возможности, меняется информационное поле в котором мы живём., меняются наши взгляды на привычные вещи. Жизнь продолжается!

  • Недавно прочитала книгу Богатый папа, бедный папа. Советую прочитать. Вот так надо воспитывать детей с точки зрения отношения к деньгам.

  • Полезная статья! Наталья, а со скольки лет Вы посоветуете объяснять ребенку о деньгах?

    • Елена, если ребёнок начал связанно говорить, разумно отвечает на вопросы, значит , он готов воспринимать информацию на любую тему, в том числе и про деньги. Здесь больше родительских страхов, что ребёнок ещё маленький и не поймёт. Просто нужно объяснять правильно, адаптируя информацию для понимания ребёнка. Если Вам это интересно, напишу статью, где по шагам объясню, как и с чего начать разговор, что сказать, как проверить насколько ребёнок воспринял новые знания.

  • Очень интересный блог и статья.
    У меня тоже это актуально, как раз у ребенка ( 5 лет)начинается проявляться интерес к деньгам, так что перечитаю, попробую, проверю 🙂

  • Наталья, добрый день! Очень полезная статья, как для молодых родителей, так и для бабушек и дедушек. Успехов Вам!

  • stepashka, не очень приятно отвечать фейку, но тем не менее. Все вопросы, связанные с расходование денег, нужно обговорить заранее. А Вы, по всей видимости, не внимательно прочли заметку. В ней речь не шла о карманных деньгах.

  • Наталья, здравствуйте! За деток читать одно удовольствие, затянул ваш блог, уже рабочий и вам не нужно учиться, Наталья, вы давно эксперт и продолжайте в том же духе.Для монетизации вам необходимо познакомиться с Ириной Удиловой:mail@grc-eka.ru (а может вы уже давно знакомы), вас наверное Женя пригласил, чтобы вы показывали нам, «чайникам», как нужно правильно оформить блог и как его вести , совсем не похожи вы на начинающего блогера, или я не прав!?

    • Виталий, я училась в первом потоке «Школы блогеров». И потом пошла на продвинутый курс «Путь блогера». Меня никто никуда не приглашал. Я начинала с нуля. Первая страничка на моём блоге появилась 19 марта, а первая заметка — на другой день. Так что, моему блогу совсем недавно исполнился месяц. А учиться нужно всегда. Как только человек перестаёт учиться, он начинает тормозится в своём развитии. Спасибо, за звание эксперта, но мне до него далеко. Я в самом начале пути!

  • Верно, ребенка надо знакомить с детства с деньгами и какую ценность они имеют. Успехов вашему блогу!

  • Дети и деньги — у этой проблемы несколько сторон. Одна из них — карманные деньги ребенка и подростка. Зачем ребенку карманные деньги?Давать или не давать? Можно встретить аргументы и за, и против. Мнения по денежному вопросу могут быть диаметрально противоположными.

  • Постоянно рассказываю ребенку о ценности денег. Бабушки и дедушки его балуют, поэтому на карманные расходы ему хватает, а вот понятия бережливого отношения к деньгам пока нет.

  • Мы всегда считали, что во многом проблема нехватки денег заключалась в том, что нас родители упускали учить, как правильно распоряжаться деньгами, а их упускали учить наши дедушки с бабушками. У нас есть друг еврей, так мы заметили, что он своих сыновей чуть ли не с пеленок учил тому, как заработать, пр умножить и сэкономить денег. Его сын во втором классе ужа занимался мелким бизнесом, а в 15 лет уже полностью был в состоянии себя содержать. Вот оно и отличие от нас. Часто на евреев говорят, что они хитрые. Я бы сказал по-другому: они наученные правильно распоряжаться деньгами и знают им цену, поэтому в материальном плане, часто превосходят нас, славян.

    • Олег, Анна, так и не учили этому. И сейчас, когда уже об этом пишут и говорят, многие продолжают надеяться, что всё обойдётся. Умеет ребёнок покупать и ладно. А как деньги зарабатываются, во что обходится содержание квартиры, что можно купить на те деньги, которые нужно заплатить за ту модель телефона, который хочет ребёнок. И по поводу евреев. Другая культура — другое отношение к деньгам. У моих родителей был друг еврей. Он всегда опасался, что его посадят. Был печальный опыт предков. он всегда говорил, что мало любить детей, нужно научить их зарабатывать деньги.

  • Полностью поддерживаю! Деткам обязательно надо объяснять стоимость денег и насколько тяжело их заработать!

  • Я считаю, что ребенку нужны карманные деньги . Для него это станет шагом во взрослую жизнь. К тому же, как научить обращаться с ними, если не давать их. Сколько карманных денег нужно давать детям и как часто?

    • Не очень люблю отвечать тому, чьё имя и лицо не вижу, но в комментарии конкретный вопрос, поэтому отвечаю. А насколько Ваш ребёнок готов распоряжаться собственными деньгами? Что он знает о деньгах? И сколько Вы можете позволить себе выделять для него? Конкретные ответы можно давать только при личной работе с родителями или семьёй. А так, только

  • Добрый день, Наталья. 🙂
    Как хорошо, что я у вас набрела на эту статью!
    Сейчас как раз у нас переход должен быть, наверное, к созданию копилки, но я никак не решусь на это. Видимо, потому что у меня самой карманных денег не было до тех пор, пока я не стала стипендию получать.
    А вот приучать сына к мысли, что деньги надо зарабатывать стараюсь. Хотя, почитала комментарии, и увидела, что не всегда делаю это правильно. Буду исправляться! 🙂 Спасибо вам за эту тему. Для меня она полезная очень. Ведь так хочется ребенка научить правильно взаимодействовать с деньгами.

  • Здравствуйте, Наталья! Блог у вас интересный! По теме, у меня сын с полутора лет полюбил деньги считать. Я ему даю кошелек, а он достает оттуда монетки и считает, как может) 

  • Очень познавательная статья. Конечно же, малышу нужно рассказывать абсолютно всё. Чтобы имел представления откуда берутся те или иные вещи, и что за всё в жизни нужно платить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Top